ГРУППА В ОДНОКЛАССНИКАХ http://ok.ru/group/57826970632236

Оренбургский рубеж

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Оренбургский рубеж » Все по ОКВ, » История в лицах


История в лицах

Сообщений 1 страница 9 из 9

1

Логинов Александр Матвеевич из Уральских казаков. Дворянин генерал-майор с марта 1916 года начальник 2-й Туркестанской казачьей дивизии. В эмиграции в Персии в 1918 г. вернулся в Советскую Россию, в гражданской войне участия не принимал в 1932 году умер в  Москве.
http://forumupload.ru/uploads/0017/33/03/2/t59603.jpg

2

Акутин Владимир Иванович из уральских казаков станицы Уральской  генерал-майор командующий 2-м Илецким корпусом Уральской отдельной армии в Вооруженных Силах Юга России (ВСЮР) 27.12.1919 года взят в плен в с. Кызыл-Куг (Казахстан) в 1920  расстрелян в Покровском концлагере в Москве.
http://forumupload.ru/uploads/0017/33/03/2/t93201.jpg

3

http://forumupload.ru/uploads/0017/33/03/2/t22579.jpg
пископ Августин (в миру Михаил Степанович Сахаров; 18 (29) октября 1768 — 1 (13) января 1841, Троице-Сергиев Варницкий монастырь) — епископ Оренбургский и Уфимский (1806—1819); писатель. Родился 18 октября 1768 года в семье духовного сословия в селе Зверинцы ныне Ростовского района Ярославской области. Учился дома и в Ярославской семинарии, а затем был послан в Санкт-Петербург, в Александро-Невскую главную семинарию, для изучения высших наук, с целью приготовления к учительству. Пробыв в Петербурге с 14 декабря 1788 года по 30 мая 1792 года, Сахаров определён в Ярославскую семинарию учителем математики, географии, пиитики, греческого и немецкого языков и истолкователем Священного Писания. Спустя 5 лет его вызвали в Петербург читать в ту же Александро-Невскую семинарию церковное красноречие и греческий язык. 19 декабря 1797 года он пострижен с именем Августина и в апреле 1798 года определён ректором Ярославской семинарии и архимандритом Толгского монастыря. С 1800 года исправлял должность члена Ярославской духовной консистории и благочинного над монастырями Ярославской епархии. Отсюда его переместили в июле 1800 года ректором Рязанской семинарии и настоятелем Троицкого монастыря Рязанской епархии, а в декабре вызвали в Петербург на чреду служения и проповеди. В 1802 году Августин определён законоучителем 2-го кадетского корпуса с переводом в Антониево-Сийский монастырь, а оттуда в 1804 году в Троице-Сергиеву пустынь у Стрельны. 25 мая 1806 года Августин назначен, а 10 июня рукоположён во епископа Оренбургского и Уфимского. За тринадцать лет управления епархией он поставил 216 священнослужителей, снабдил церковные книгохранилища книгами на сумму более 30 000 рублей, построил 46 каменных церквей, здания семинарии и консистории вместо ранее сгоревших, значительно увеличил фонд семинарской библиотеки и решил больше 12 000 дел. 13 декабря 1808 награждён орденом Святой Анны 1 степени. В 1819 году уволен на покой в Троице-Сергиев Варницкий монастырь Ярославской епархии. Скончался 1 января 1842 года. Погребён в соборной церкви Варницкого монастыря в приделе преподобного Сергия. Творчество Любовь к занятиям науками у преосвященного Августина была преобладающей склонностью. В первое же время по приезде в Оренбургскую епархию он занялся составлением «Хрестоматии из латинских писателей» и выбрал множество примеров «для руководства в стилистике», главным образом, имея в виду духовенство епархиальное и его подрастающее поколение. Этот труд, как и большая часть творений его, остался в рукописи, вместе с такой же «Хрестоматией для церковного красноречия», составленной из творений отцов церкви за первые восемь веков её существования. Последний труд занимал досуги Августина в течение 10 лет (1808—1818). Кроме того, он составил «Записки к начертанию руководства для упражнения в словесных науках», 10 частей. Два года (1810—12) занимался он сочинением «Начертания церковной истории от создания мира до настоящих времён», в чём оказывался всеми сознаваемый тогда пробел среди академических учебников, восполненный Иннокентием (Смирновым). С 1818 года по предложению Священного Синода, Августин занялся составлением «Систематического сборника русских церковных законов и постановлений», в чём чувствовалась ещё большая надобность. Для выполнения этого колоссального труда преосвященный просил и получил в 1819 году увольнение от управления епархией, со скудной пенсией в 1000 рублей ассигнациями. В феврале 1822 года, по ходатайству Синода, ему было прибавлено ещё 1000 рублей. Для пребывания Августину на покое назначен Варницкий монастырь под Ростовом, где он на свои средства построил деревянный дом. Отсюда, для работ по составлению собрания церковных законов, преосвященный ездил в Ярославль. С 1832 по 1836 год преосвященный особенно упорно отдавался своему труду. Кроме русских постановлений за синодальное время, Августин составил хронологический реестр 2053 церковных правил и духовных законов, находящихся в Кормчей книге. В 1837 году он представил императору Николаю I составленное им в 15 томах «Полное собрание духовных законов» и план предпринятого им труда — составления систематического «Свода церковных законов». По Высочайшему повелению сборник этот был рассмотрен в Синоде митрополитом Филаретом (Дроздовым), который указал в нём на многие недостатки, но вместе с тем признал весьма значительным «для одного человека, не подкреплённого пособиями от начальства» и достойным уважения по стремлению его к общей пользе. Вследствие этого отзыва Священный Синод, оставив сборник Августина в синодальном архиве для могущих быть справок, испросил Августину — за понесённые им труды и похвальное усердие на пользу церкви, а также и в уважение того, что дело это требовало издержек, ощутительных в настоящем положении преосвященного, — прибавку к получаемому им пенсиону ещё по тысяче рублей. Как отмечал патролог и богослов Георгий Флоровский, издавать полное собрание церковных законов нашли несвоевременным, ввиду «неблаговидности» слишком многих постановлений Петровского времени и всего предыдущего века, огласка которых была теперь не желательна. Кроме составления «Полного систематического свода духовных законов православной греко-российской Христовой церкви» в 6-ти томах, оставшегося в рукописи, Августина в уединении занимали и учёные труды. В рукописях у его брата находились в 1844 году составленные Августином: 1) «Библейский словарь», 2) «История новозаветной Христовой церкви» в 6 частях, 3) «Начертание православной греко-российской Христовой церкви», 4) 73 беседы на Деяния апостольские, изложенные по примеру беседы св. Иоанна Златоустого на те же «Деяния», и 5) «Боголюбивые беседы на Моисеево пятикнижие», перевод с греческого в 5 частях. Кроме 30 проповедей его, напечатаны: «Письма к разным лицам», в 1795 году — лирическое творение «Евергет» в десяти строчных строфах, а в 1797 году переведённое с греческого по назначению митрополита Гавриила — «Рассуждение о владычестве человеческого разума над страстями, утверждённого в благочестии». Для себя Августин вёл «Записки подневные». Из этих записок Августина частью составлены А. Зиновьевым «Известия о жизни преосв. Августина, епископа оренбургского и уфимского», напечатанные в 8 книге «Москвитянина» 1844 г. (стр. 343—349). Филарет, «Обзор», II., 243—244. Ю. Толстой, «Списки архиереев», № 198. П. Строев, «Списки иерархов», 345, 424. «Собрание мнений и отзывов митр. Филарета», доп. том, стр. 605, СПб., 1887. — Дело архива Св. Синода 1834 г., № 1286. После кончины Августина, по завещанию, его большая библиотека была передана в Ярославскую и Уфимскую семинарии и Санкт-Петербургскую духовную академию, а небогатое имение — бедным родственникам. Личность Как личность преосвященный Августин казался до крайности своеобразным, даже как бы юродивым. Одевался он в простую шерстяную, и даже крашенинную, рясу и такой же подрясник; подпоясывался простым мужицким кушаком; ездил всегда, даже в торжественные дни, к обедне в простой извозчичьей кибитке на одной лошади. Пищу употреблял самую простую и требовал простоты в убранстве самого стола. Посещая в редких случаях знакомых в городе, не любил и не принимал от них никаких угощений. Отправляясь в гости, он заставлял своего келейника брать с собою сваренный в келье кофе и им в гостях угощался сам и угощал хозяев дома. В характере преосвященного Августина преобладали сильная воля, настойчивость, прямолинейность, стремительность. Очень строго он относился к порокам духовенства, особенно к пьянству. Поэтому среди духовенства о нём сложилось мнение как об администраторе и человеке строгом, суровом и даже будто ничем неумолимом. Однако духовенство не питало к преосвященному Августину какой-либо неприязни. Наоборот, видя в нём человека необыкновенной жизни — в полном смысле аскета и подвижника, совершавшего жизнь в непрерывных упражнениях поста, молитвы и трудолюбия, — духовенство относилось к нему не со страхом, а с благоговением. По природе преосвященный Августин был мистик. Он неоднократно имел разного рода видения и сновидения, которым придавал большое значение в смысле предчувствия и предуказаний. В память таких видений преосвященный Августин заказывал делать небольшие иконы и панагии, которых осталось после него более двенадцати. Он обладал и даром прозорливости и предсказания будущего. Так, он предрёк открытие самостоятельной епископской кафедры в Оренбурге. В 1812 году 12 октября, в тот самый день, когда армия Наполеона с позором оставляла Москву, преосвященный Августин явился в кафедральный собор и отслужил торжественный благодарственный молебен по поводу избавления отечества от неприятеля. Все сочли поступок преосвященного, по меньшей мере, странным, а некоторые подумали, что он впал в ненормальное состояние, но дальнейшие события подтвердили его правоту. Не чужд был преосвященный Августин честолюбия, гордости и высокомерия, что служило поводом к ссорам с гражданскими властями. Чувство гордости заставляло его вести себя так, чтобы никому не одолжаться. К началу управления Августина Оренбургской епархией относится, между прочим, то обстоятельство, что по своему крайнему формализму и взыскательности он настойчиво преследовал ректора своей семинарии, переведённого в 1804 году из ректоров Орловской семинарии архимандрита Филарета (Амфитеатрова), и многократными представлениями в Священный Синод, начиная с июля 1808 года, просил, на основании узаконений, отрешить его от всех должностей по учебному и епархиальному ведомствам, послать в монастырь и оставить ему на содержание половину получаемого жалованья по званию настоятеля трёхклассного Уфимского монастыря, то есть по 200 рублей в год. Но Священный Синод перевёл Филарета в 1810 году ректором в Тобольск, к Амвросию, с которым Филарет служил прежде в Оренбурге, а Августину предписал, что, находя управление его тягостным для епархии и поставляя ему это на вид, предлагает ему впредь управлять вверенной паствой без отягощения духовенства и не отвлекаясь судебными преследованиями по предметам, не заслуживающим того, от важнейших, лежащих на нём обязанностей. Впоследствии, когда отношения этих лиц переменились, митрополит Филарет благодетельствовал Августину. «Поелику душа моя, — говорится в завещании, — при содействии всемогущества Христова, сохранена мною от всякой блудной скверны и нечистоты, то по смерти моей не обмывать моего тела, положить его в приготовленный мною гроб, совершить над моим телом священническое погребение и, закрывши гроб, предать мое тело погребению». Труды Проповеди Слово в день входа в храм Пресвятой Богородицы. — СПб., 1804. Слово на погребение генерал-аншефа В. А. Зубова. — СПб., 1804. Слово на освящение новоустроенной летней церкви при 2-м кадетском корпусе. — СПб., 1804. Слово на освящение новоустроенной зимней церкви при 2-м кадетском корпусе. — СПб., 1804. Поучительные слова в Санкт-Петербурге при 2-м кадетском корпусе и в других местах, с 1797 по 1803 годы сказанные: в 2 ч. — М., 1807. Труды, оставшиеся в рукописях и хранящиеся в Российском государственном историческом архиве История новозаветной Христианской Церкви: в 6 ч. (рукопись Ф. 796. Оп. 96). Начертание церковной истории от сотворения (создания) мира до настоящих времён в 9 томах. 73 беседы на Деяния Апостольские, изложенные по примеру беседы св. Иоанна Златоустого на те же «Деяния». Боголюбивые беседы на Моисеево Пятокнижие, перевод с греческого: в 5 ч. Торжественная песнь на 21 день июня 1808 г., в которой высочайше утвержден Его Императорским Величеством доклад комитета об усовершенствовании духовных училищ. Шесть частей и примеров для руководства к изящной словесности. Примеры церковного красноречия для руководства в проповеди слова Божия, извлеченных из разных Отцев Церкви. Примеры латинской и изящной словесности, разного содержания, состоящие из 38 отд. и 2 больших томов. Начертания церковной истории от создания мира до настоящего времени: в 9 т. Записки по церковной истории, извлеченные из разных христианских писателей: в 12 частях. Примеры епархиального делопроизводства: в 2 ч. Похвальное слово Петру Великому. Всемирная топография: в 5 ч. Алфавитный свод или помянник для духовных занятий: в 6 ч. Свод духовных законов с 1714 по 1820 годы (План). Полный систематический свод духовных законов Православной Церкви: в 15 т. Хронологический реестр из 59 томов полного собрания законов Российской империи. Библейский словарь, заключающий в себе алфавитный подбор текстов и разных других историко-богословских указаний. Перевод из Евгения Вульгара. «Несколько Боголюбивых бесед». Рассуждение о причинах Всемирного потопа. Изображение нравственного состояния человеков, обитающих на земном шаре. Рассуждение об истине всех книг Священного Писания Ветхого и Нового Завета. Записки к изображению совершенного согласия восстановления греко-российской церкви с восточной греческой. Записки по церковному красноречию. Евергет — лирическое творение 1795 г. Рассуждение о владычестве человеческого разума над страстями, утверждённого в благочестии. 30 заповедей. Письма к разным лицам. Библейский словарь.

4

УСТАЙ МУЛЛИН (он же Мустай-мулла) - мулла мечети в Яицком городке. В дни восстания на Яике в 1772 году мятежные казаки привлекли его на службу в Войсковую канцелярию в качестве толмача-переводчика и для ведения переписки с правителями Младшего казахского жуза (Малой орды). После подавления этого восстания Мустай выдал властям сохранённые им документы "мятежной стороны" Войсковой канцелярии. Мустай Муллин упомянут в "Летописи" П.И.Рычкоыа, опубликованной Пушкиным. 1.Пушкин. Том 9; Стр.234. 2.Документы восстания на Яике / Советские архивы. 1972.№4. Стр.83-85.
http://forumupload.ru/uploads/0017/33/03/2/t38773.png

5

Четвертый муфтий Оренбургского магометанского духовного собрания Салимгарей Тевкелев (годы жизни: 1805-1885; муфтий с 1865 по 1885 гг.) К моменту назначения нового муфтия Оренбургского магометанского духовного собрания в 1865 году Российская империя под руководством императора Александра II вступила в эпоху масштабных реформ. Изменения происходили буквально во всех областях, в первую очередь, в законодательстве. В подобной политической и исторической обстановке муфтият нуждался в человеке, который бы разбирался в политике, юриспруденции, отлично владел русским языком и был бы вхож в дома высокопоставленных чиновников и дворянства. Таким человеком был Салимгарей Тевкелев. Салимгарей Шангареевич Тевкелев родился в 1805 году. Он был мурзой из рода Тевкелевых, представителем одной из самых известных татарских фамилий, дворянин, помещик и отставной военный. До назначения Тевкелева муфтием Оренбургского магометанского духовного собрания его жизнь была тесно связана с историей Русской армии. В 1826 – 1833 гг. он служил штаб-ротмистром Павлодарского гусарского полка. В 1828 – 1829 гг. принимал участие в русско-турецкой войне. Через год участвовал в подавлении польского национально – освободительного восстания. За военные заслуги Салимгарей Тевкелев был награжден орденами Святой Анны 1, 2, 3 степени, польским орденом и медалями. После увольнения из армии Тевкелев, имея 3 тысячи десятин земли, занялся ведением помещичьего хозяйства. А в 1845 -1851 гг. стал предводителем дворянства Бугульминского уезда Оренбургской губернии. В этой должности Салимгарей Шангареевич вел большую благотворительную деятельность, оказывая помощь мечетям и медресе. Особенно много он стал помогать мечетям и медресе после совершения хаджа в 1852 году, за время которого посетил Стамбул. 28 апреля 1865 года Высочайшим указом Александра II Салимгарей Тевкелев был назначен муфтием Оренбургского магометанского духовного собрания. 13 июня 1865 года он приступил к исполнению своих обязанностей.Тевкелев отличался от своих предшественников тем, что не имел религиозного образования, хотя всю жизнь он усердно занимался самообразованием. А великий мыслитель и историк Шигабутдин Марджани называл Тевкелева обладателем огромного богатства и высоких степеней, оратором, пленяющим своим красноречием, а также прекрасным писателем, признанным лидером и реформатором. Салимгарей Тевкелев за годы своего председательствования в муфтияте разработал и внедрил множество проектов по реформированию Оренбургского магометанского духовного собрания. Наиболее существенным из них был законопроект «О правах магометан по вероисповеданию», представленный в Министерство внутренних дел в 1867 году. Муфтий предложил введение в штатное расписание Духовного собрания должности помощника муфтия, который бы автоматически замещал главу Оренбургского магометанского духовного собрания, а также начал работу по укреплению структуры собрания. Он отстоял перед Оренбургским генерал-губернатором ведение метрических книг, которые велись в мечетях, на татарском языке. Ему принадлежат преобразования, связанные со сбором пошлин с населения. Сумма сбора за проведение обряда бракосочетания (никаха) была снижена с 30 копеек до 8,5. Тевкелев предотвратил введение новых пошлин, связанных с имянаречением (исем кушу), джаназой (погребальный обряд) и разводом (талак). Все средства, полученные от сбора пошлин, направлялись на выплату жалованья сотрудникам муфтията. Часть расходов по содержанию канцелярии Салимгарей Тевкелев выплачивал из собственных средств, выделяя ежегодно на эти цели до 200 рублей серебром. При Тевкелеве была упорядочена схема приема экзаменов при определении духовенства, составлен перечень необходимого минимума книг, знание которых было обязательным для претендентов на занятие ими различных должностей. Муфтий немало внимания уделял вопросам выхода мечетей на само обеспечение. Он считал, что для роста вакуфного имущества и его упорядоченного использования необходимо ввести при мечети должность назыра, на которого возлагалась бы ответственность по управлению этим имуществом. При жизни Тевкелева данную идею не удалось воплотить, частично это было реализовано уже после его кончины. Председатель Оренбургского магометанского духовного собрания выступал за проведение периодических мусульманских совещаний в Уфе, где бы духовенство могло решать насущные вопросы религиозной жизни. Салимгарей Тевкелев много занимался благотворительностью. Он был первым, кто инициировал создание фонда финансовой поддержки голодающих в случае неурожая. В 1867 году сумма собранных средств составила 2431 рубль. Деньги были распределены между наиболее нуждающимися семьями. Аналогичная акция была проведена в 1874 году. В 1862 – 1870 гг. на средства Тевкелева в деревне Уракбаш Оренбургской губернии была построена мечеть. В 1876 году муфтием СалимгареемТевкелевым была учреждена комиссия по строительству в Уфе приюта для мальчиков из бедных сельских семей, которых было решено обучать в уфимских училищах. К концу года была построена богадельня. На строительство мусульманского приюта и богадельни Салимгарей Тевкелев передал две трети своих земель, то есть 2 тысячи десятин земли, в качестве вакфа. Оставшееся имущество муфтий распределил между мечетями и медресе. Торжественное открытие приюта состоялось 5 октября 1878 года. Известный Уфимский чиновник и краевед Н. Гурвич писал: «Возникновение первых благотворительных учреждений, первых еще в своем роде в нашем крае, нельзя не признать отрадным знаменательным явлением». Салимгарей Тевкелев являлся директором и членом ряда губернских попечительских комитетов. За усердную работу в должности муфтия Оренбургского магометанского духовного собрания Салимгарей Тевкелев был награжден различными наградами, среди них: ордена Станислава 1 степени, Анны 1 степени, Владимира 1 степени – всего 7 орденов. Муфтий Салимгарей Тевкелев ушел из этого мира 2 января 1885 года. Похоронен на территории 1-й Соборной мечети в Уфе.
http://forumupload.ru/uploads/0017/33/03/2/t35901.png

6

http://forumupload.ru/uploads/0017/33/03/2/t27122.jpg
Шереметьев Александр Степанович (1897-1962) Казак из посёлка Переволоцкого станицы Донецкой 1-го военного отдела Оренбургского казачьего войска. Член Коммунистической партии с июля 1919 года.С конца 1917 года - председатель комитета 8-го Оренбургского казачьего полка, а потом член комитета и начальник 2-й Туркестанской казачьей дивизии. В 1918 году делегат первого Оренбургского губернского съезда Советов, член губисполкома и его революционного штаба, заместитель председателя комиссариата трудового казачества и военный комиссар Оренбургского казачьего войска. С января 1919 года - председатель войскового исполкома и начальник Оренбургской войсковой казачьей милиции. Во время обороны Оренбурга - командир 3-го рабочего полка. В 1920 году - командир стрелкового полка на Польском фронте. В последующие годы был на руководящей партийной, советской, административной и хозяйственной работе. Участник Великой Отечественной войны.

7

http://forumupload.ru/uploads/0017/33/03/2/t11510.jpg

Пятый муфтий Оренбургского магометанского духовного собрания Мухамедьяр СУЛТАНОВ (годы жизни: 1837-1915; муфтий с 1885 по 1915 гг.) Мухамедьяр Султанов (годы жизни: 1837-1915, годы муфтийства: 1885 - 1915). Получил образование в Казанском университете, в 1857 - 1859 гг. служил в Башкиро-мещерякском войске, в 1861 - 1866 гг. - начальник 20-го и 7-го Мензелинского кантонов, в 1866 - 1885 гг. выполнял обязанности мирового посредника, мирового судьи Мензелинского и Белебеевского уездов. Являлся директором и членом ряда губернских попечительских комитетов. В 1893 г. совершил хадж, был принят халифом и османским султаном Абдул-Хамидом II, прошел курс занятий по акиде (Исламской догматике) в Бейруте. Умер в 1915 г. Похоронен на территории первой соборной мечети в Уфе. После кончины Салимгарея Тевкелева вопрос о выборе главы религиозного учреждения практически не обсуждался. Министр внутренних дел граф Д. Толстой в своем докладе Александру 3 заметил, что «замещение этой должности представляется затруднительным ввиду недостатка кандидатов, которые при отсутствии мусульманского фанатизма обладали бы достаточным общим образованием, основательным знанием русского языка, деловыми способностями и были вместе с тем преданными и верными исполнителями предначертаний правительства». По причине образованности, хороших знаний, умения держать себя с достоинством, а также возможного влияния извне министр отверг кандидатуры князя Чингиза и действительного статского советника Ибрагимова. В результате предварительного отбора на рассмотрение Министерства внутренних дел были представлены кандидатуры Мирсалиха Бекчурина и Мухамедьяра Султанова. Наиболее приемлемой для центральных и местных властей стала кандидатура Мухамедьяра Султанова. По указу императора Александра III 2 января 1886 г. его назначили главой Оренбургского магометанского духовного собрания. 3 марта 1886 г. новый муфтий приступил к исполнению своих обязанностей. К моменту избрания Мухамедьяр Султанов (1837 - 1915) обладал солидным послужным списком. Год обучался в Казанском университете, в 1857 - 1869 гг. служил в чертежной командующего Башкиро-мещерякским войском, в 1861 - 1866 гг. был начальником 20-го и 7-го Мензелинского кантонов, в 1866 - 1875 гг. выполнял обязанности мирового посредника, мирового судьи Мензелинского и Белебеевского уездов. В годы пребывания в должности главы Духовного собрания Мухамедьяр Султанов продолжал работать в должности директора Уфимского попечительного комитета о тюрьмах, состоял почетным членом нескольких общественных и государственных организаций. За активное участие в реализации различных общественных и государственных проектов муфтий был награжден орденом Станислава I степени (1888 г.), орденом Анны I степени (1896 г.), серебряной медалью на Андреевской ленте (1898 г.). Такой авторитетный современник муфтия, как Ризаитдин Фахретдин, высоко оценивал его деятельность. К числу заслуг Мухамедьяра Султанова он относил наведение в Духовном собрании внутреннего порядка, пополнение библиотеки, обустройство архива, доброжелательность и внимательное отношение к рядовому духовенству, к ученым и поэтам. После встреч с муфтием А. М. Федоров, автор первого романа о башкирах «Степь сказалась», дал, по нашему мнению, довольно точную характеристику Мухамедьяру Султанову. Он рисовал муфтия как человека, осознающего отсталое состояние своего народа, стремящегося поднять его понятия о нравственности, однако в то же время понимающего тщетность своих единоличных усилий. Сам Мухамедьяр Султанов в рецензии на книгу П. И. Добротворского «В глуши Башкирии» высоко отозвался об авторе, «болеющем за интересы его многими позабытых, экономически обездоленных сородичей». Правительство стремилось повысить международный авторитет муфтия. С этой целью оно удовлетворило просьбу Мухамедьяра Султанова о совершении паломничества к святым местам - в Мекку, Медину и Иерусалим. Все предыдущие заграничные вояжи глав Духовного собрания проходили как частные. На этот раз правительство взяло визит муфтия под свой контроль. МИД и МВД следили за тем, чтобы Мухамедьяр Султанов не испытывал никаких затруднений. Российским консульским учреждениям предписывалось обеспечить муфтию «необходимую охрану и содействие». По предварительному плану, его поездка должна была продлиться 4 месяца и пройти по маршруту Стамбул - Джима - Мекка - Медина Каир и обратно. Во второй половине февраля 1893 г. Мухамедьяр Султанов в сопровождении 5 человек выехал на Уфы, а 9 марта прибыл и Стамбул. 19 марта российское посольство о целью демонстрации лояльного отношения своей страны к исламу устроило аудиенцию муфтия у турецкого султана. Мухамедвнр Султанов писал директору Департамента духовных дел иностранных исповедании М. К. Кантакулину-Сперанекому, что это явилось для него полной неожиданностью. В ходе встречи, которая продолжалась всего 10 минут, султан расспрашивал муфтия о положении ислама в России. В конце он поинтересовался с разрешения ли российского императора совершает Мухамедьяр Султанов данное путешествие. Получив утвердительный ответ, султан удалился и, отсутствовав несколько минут, вышел и объявил о награждении муфтия орденом Османия 2-й степени. Поскольку отношения между Турцией и Россией в то время были достаточно напряженными, глава Духовного собрания обратился к царским властям с просьбой разрешить ношение турецкого ордена, 15 марта 1894 г. последовал соответствующий указ Николая II. Во время пребывания на Аравийском полуострове Мухамедьяр Султанов заболел лихорадкой, в связи с чем ему пришлось выдержать там 75-дневный карантин. Возможно, по этой причине впоследствии муфтий неоднократно обращался к мусульманам, совершающим хадж, тщательно следить за своим здоровьем.

8

http://forumupload.ru/uploads/0017/33/03/2/t67233.jpg
Карпов Ахилл Бонифатьевич (р. в 1866 г.- у. в.1911 г.) Дворянин Уральского казачьего войска. Учился в Оренбургской военной прогимназии, закончил Оренбургское казачье юнкерское училище.С 1886 г. состоял хорунжим Амурского казачьего войска, переведен есаулом в Уральское казачье войско (1896 г.). В годы "боксерского восстания" (1900 г.) служил в Заамурской пограничной страже Восточно-Китайской железной дороги. Участник Русско-Японской войны, командир сотни (с 1905 г. ротмистр). За время боевых действий был награжден - орденами св. Анны ( 2-й, 3-й и 4-й степени) и св. Станислава 2-й и 3-й степени) и медалями, что свидетельствует о мужестве и безстрашии уральца. В 1907 году возвратился в Уральское казачье войско в чине есаула. Одновременно со службой занимался историческими исследованиями и литературным творчеством.Был членом Русского энтомологического общества и корреспондентом зоомузея Академии наук (1902 г.). Самобытный поэт, опубликовал "Казачьи стихотворения" и "Стихотворения" (Уральск, 1910 г.). Ахилл Карпов стал автором гимна Амурского казачьего войска "Слава вам, братья, герои-амурцы!", в котором подводит итог полувекового присутствия русских на Амуре, воздает по заслугам казачеству за вклад в освоение края. Автор работ по истории уральского и амурского казачеств, словарей казачьих говоров. Среди них "Сборник слов, синонимов и выражений, употребляемых уральскими казаками" (Уральск, 1909 г.). Опубликовал "Список слов, синонимов и выражений, употребляемых амурскими казаками", тем самым оставив память о казачьем житье-бытье, о жизни забайкальских и амурских казаков. Между прочим, оставил, попивая вприкуску крепкий чай, который Ахилл называл "затуранчиком (или, по-местному, туранский чай, сливан, жеребчик, затуран), рецепт приготовления оного в походном котле. В воду всыпают накрошенный кирпичный чай, кипятят, прибавляют молока или сливок, муки, поджаренной на масле, соли по вкусу и коровьего масла.А.Б. Карпов автор работ "Уральцы" (Исторический очерк. тт.1-2., – Уральск, 1911 г. Переиздано к 425-летию города Уральска тиражом в 300 экз.) и "Памятники казачьей старины" (Уральск, 1892 г.). Труды уральца основаны на архивных документах Яицкой войсковой канцелярии, частично утраченных в настоящее время. Посвящены прошлому казачьего войска с середины XVI по первую четверть XVIII вв., от образования войска до переписи полковника Захарова (1550-1725 гг.). По мнению А.Б. Карпова появление русских на реке Яике относится к первой половине XVI в., заселение осуществлялось с реки Волги через ее левые притоки рек Самары и Иргиза. Карпов полагал, что первыми яицкими казаками были русские новгородские ушкуйники, к которым позже стали примыкать выходцы из других русских земель. На Яике началось военное, экономическое и культурное взаимодействие со своими соседями.Умер в 1911 году в Уральске. Могила неизвестна

9

http://forumupload.ru/uploads/0017/33/03/2/t81220.jpg
Первый муфтий Оренбургского магометанского духовного собрания Мухаметжан Хусаинов. Первым муфтием Оренбургского магометанского духовного собрания стал Мухаметжан Хусаинов (Хусейнов, Гусейнов). Он был назначен на эту должность Именным Указом Императрицы Екатерины II от 22 сентября 1788 года «О назначении муфтия над всеми обитающими в Российской империи магометанского закона людьми». В данном Указе сказано: «В Духовном собрании председательствовать первому ахуну Мухаметжан Гусейну, коего мы всемилостивейше жалуем муфтием, с произвождением ему жалованья по 1500 рублей в год». Мухаметжан Хусаинов родился в 1756 году в деревне Султай Уфимского уезда Уфимской провинции. Полное его имя – Мухаметзян ибн Хусаин ибн Мансур ибн Анас аль – Джабали аль – Бурундуки. Его отец Хусаин бин Абдуррахман в 1720-х годах был имамом и мударрисом в деревне Стерлибаш Уфимской губернии. По происхождению Мухаметжан Хусаинов был купцом и крупным помещиком. Высшее духовное образование он получил в медресе Сеитового посада с. Каргалы, а также Бухары, Кабула и Оренбурга. Еще до своего назначения на должность муфтия, Мухаметжан Хусаинов играл яркую и значительную роль не только в развитии Российского Ислама, но и в политической жизни Российской империи. Он был проводником внутренней и внешней политики Екатерины II среди мусульманских народов России, в странах Средней Азии, Востока и на Северном Кавказе. Мухаметжан Хусаинов неоднократно возглавлял правительственные делегации, выезжавшие в Малый и Средний жузы для переговоров с казахскими ханами и султанами. В 1785 году будущий муфтий состоял ахуном при Оренбургской экспедиции, в том же году получил звание первого ахуна края. В 1787 году Хусаинов становится членом Ханского совета для управления Малым жузом. В 1800 – 1810 годах Мухаметжан Хусаинов неоднократно направлялся властями на Кавказ, где организовал у горских народов родовые суды и принял у них присягу на верность России. Также он участвовал в секретной комиссии по делам туркмен. Поэтому неудивительно, что именно его, Мухаметжана Хусаинова, назначили муфтием Оренбургского магометанского духовного собрания, в этой должности он был до конца своей жизни, с 1788 по 1824 гг. 4 декабря 1789 года, на торжественном открытии муфтията Хусаинов выступил с речью, где подробно остановился на милостях, оказанных императрицей Екатериной II мусульманам, включая выпуск печатного Корана, строительство мечетей и медресе. В должности муфтия Оренбургского магометанского духовного собрания Мухаметжан Хусаинов значительно расширил функции Духовного собрания. Если сначала Собрание ограничивалось лишь приемом экзаменов у желающих получить должность духовного лица, то по инициативе муфтия в компетенцию  стали входить и такие вопросы, как семейно-брачные отношения, имущественные споры Оренбургского магометанского духовного собрания и так далее. Хусаинов является автором проектов по преобразованию Духовного собрания в Центральную коллегию, а также созданию сети религиозных учебных заведений с преподаванием светских дисциплин. Хусаинов был членом Вольного экономического общества и почетным членом Совета Казанского университета. За большие заслуги перед Отечеством, за вклад в межкультурные отношения он был награжден Бриллиантовой медалью. Несмотря на столь высокие чины и награды, муфтий Мухаметжан Хусаинов был прост и искренен. Об этом говорит такой факт: на пятничные намазы он собирал верующих у себя дома, так как мечети в Уфе в то время еще не было. 17 июля 1824 года Мухаметжан Хусаинов скончался в деревне Адзитарово Уфимского уезда (ныне Кармаскалинский район Республики Башкортостан), похоронен на сельском кладбище.


Вы здесь » Оренбургский рубеж » Все по ОКВ, » История в лицах